info@otpuskzarulem.ru
Понедельник, Декабрь 9, 2019
Полезные советы

Просто и понятно про платные дороги в Европе

Платными дорогами нас уже не удивишь. Что такое транспондер, многие знают не по наслышке. Платные дороги в Европе распространены повсеместно. Там власть тоже не прочь получить дополнительные сборы с автомобилистов.

В разных странах применяются разные системы оплаты дорог. И, отправляясь в путешествие по Европе на автомобиле или мотоцикле, с этими нюансами нужно разобраться заранее, чтобы кошельку не было мучительно больно.

Путешествовать на машине по Европе легко и комфортно

Там хорошие дороги и развитая инфраструктура. Знаки стоят заблаговременно и их всегда видно. Развязки и перекрестки построены по одной схеме и спроектированы разумно.

На любых, даже проселочных дорогах, дорожная обстановка читается хорошо и скоростные ограничения взяты не с потолка. Водители дисциплинированны и соблюдают ПДД. За дорогами следят и на них всегда порядок и чистота.

К этому быстро привыкаешь и езда в таком формате начинает доставлять удовольствие. Невольно перенимаешь темп жизни европейцев и перестаешь спешить. Начинаешь наслаждаться каждым километром пути.

Начнем с краткого ликбеза о том, какие вообще типы дорог в Европе бывают.

Типы дорог в Европе

Дороги в Европе можно условно разделить на 4 типа: проселочные, местные, магистрали и автомагистрали.

Местная дорога - альтернатива платным дорогам

Местные дороги

Проселочные не особо отличаются от тех, что у нас называются обычными. Встречаются даже и грунтовые, но покрытие обычно твердое и по нему можно спокойно ездить в любую погоду на обычном легковом автомобиле. Может быть не быстро, но можно.

На местных дорогах асфальт тоже может быть неидеальным, но ничего криминального. Дорога как дорога. Между населенными пунктами обычно двухполосная: по одной полосе в каждую сторону. Поездка по таким дорогам будет неспешной, зато, можно как следует все осмотреть вокруг и остановиться в понравившимся населенном пункте.

Магистрали

Магистрали бывают платные и бесплатные. От местных дорог их обычно отличает то, что количество полос уже больше, а сами потоки разделены разделительной полосой или бетонным ограждением. Проходят они преимущественно мимо населенных пунктов.  Скоростные ограничения повыше.

Поэтому, если вам нужно быстро добраться из одной точки в другую, то выбирайте именно магистрали. Даже, если на первый взгляд местными или проселочными дорогами кажется, что будет быстрее.

В разных странах магистрали называют по разному. В Германии — автобаны, в Испании — аутописта, в Италии — аутострада, а во Франции — Рута дель мейн. Но смысл от этого не меняется. У дороги несколько полос, она проложена вдали от населенных пунктов и на ней разрешено ехать с более высокой скоростью.

И кстати, на самом деле, в той же Германии уже не везде на автобанах можно отжигать без ограничения. Рекомендуемая скорость 130 км/ч, как и в остальных странах Западной Европы. В любом случае, ориентируетесь на знаки.

Езда по магистралям сложностей не вызывает. Нужно только разобраться с существующей системой оплаты проезда, если таковая имеется.

Платные дороги в Европе

В некоторых странах за проезд по таким дорогам берут плату, в некоторых они бесплатны. Стран, в которых не взимают плату за проезд, с каждым годом остается все меньше. Бесплатно пока еще можно проехать по автомагистралям Бельгии, Германии, Голландии, Финляндии и странах Прибалтики.

Все таки в большинстве стран Европы за проезд по скоростным трассам придется платить.

Оплата может быть непосредственно на месте, за проезд по определенному участку дороги, или единовременно, за пользование всеми скоростными дорогами страны.

Пункт взимания платы за платный участок дороги

Оплата дороги по месту

Способ взимания оплаты прямо на дороге наиболее распространен. Так происходит оплата дорог в Италии, Испании, Польше и Франции. Разобраться как пользоваться такими дорогами обычно труда не составляет.

При въезде на магистраль обычно нужно проехать через ворота со шлагбаумом, в котором выдают въездной талон. Ни в коем случае его не выкидывайте — он понадобится при оплате.

Пункт оплаты — это обычно будка со шлагбаумом. Стоять может прямо на дороге или на съезде к населенному пункту. Чаще всего таких будок поперек дороги ставят не одну, а сразу несколько. Часть из них предназначена для проезда легковых автомобилей, часть для грузовых и автобусов, а еще есть специальные — для проезда по картам Telepass.

Имейте ввиду, что у местных может быть «проездной» для быстрого проезда через пункты взимания платы. Машины оборудованные транспондером (специальным радиомаяком) проезжают через ворота без остановки. Система самостоятельно считывает данные с маяка о кредитной карточке автовладельца и списывает необходимую сумму.

Другие машины не должны проезжать через такие ворота. Наверху над такими проездами размещена пиктограмм Telepass, а полосы нарисованы желтым цветом. За проезд через эти ворота оштрафуют на значительную сумму.

Поэтому проезжайте по полосам белого и синего цвета. Синий обычно означает, что в этих воротах оплатить проезд можно только банковскими картами. А в воротах по полосам с белой маркировкой, оплата за проезд может приниматься как картами, так и наличными.

Терминал оплаты участка дороги на платной дороге
Терминал для оплаты в Италии

Способ оплаты указан на знаках над каждой полосой. Если в будке будет оператор, то просто отдайте ему деньги или карту. А если оплата осуществляется через терминал, то в него сначала нужно вставить талон. Потом на экране появится сумма, которую нужно оплатить.

И дальше возможны два способа оплаты:

  1. Банковская карта. Ее нужно вставить в считыватель, куда вы вставляли талон. Никаких pin-кодов вводить не нужно. Система сама спишет нужную сумму. Вам остается только забрать карту из приемника после надписи на дисплее.
  2. Наличные. Оплатить можно купюрами или монетами. В контейнер насыпаете монеты, ну а автоматика уж сама ее всю отсортирует и посчитает. Сдача выдается только монетами.

Не забудьте забрать чек. Он может пригодиться, если вдруг вам по ошибке придет штраф, за то, что вы якобы проехали по магистрали без оплаты.

Рекомендую для оплаты дорог и заправок топливом использовать отдельную кредитную карту, заведите ее специально для этих целей перед поездкой.

Виньетка для проезда по магистралям Австрии

Виньетки

Второй вариант платных дорог — это единовременная пошлина за проезд по всем автомагистралям страны. Такая система распространена в странах Центральной и Восточной Европы.

В большинстве случаев, оплата дорожного сбора требуются только для проезда по автомагистралям и не распространяется на дороги общего пользования. Подтверждением оплаты пошлины является наклейка именуемая виньеткой (vignette).

Указатель в Австрии на место покупки виньетки, чтобы можно было ездить по платным дорогам

Приобрести виньетку можно на приграничных заправках и и пунктах обмена валюты. Места продажи обычно обозначены крупными надписями «Vignette».

Оплата за проезд по платным дорогам посредством виньетки принята в 9 странах Европы. В Венгрии и Румынии они вообще в электронном виде, и после оплаты номер автомобиля вносится в единую базу данных, по которой сотрудники полиции и автоматические камеры сличают номера проезжающих автомобилей. В Молдавии еще на границе покупается сертификат в бумажном виде.

В остальных случаях виньетка представляет из себя наклейку на лобовое стекло. После покупки нужно правильно заполнить оборотную сторону виньетки. На первый раз, лучше обратится за помощью к продавцу.

Незаполненная или заполненная неверно виньетка недействительна!

Сама виньетка состоит из двух частей. Одна наклеивается изнутри на лобовое стекло, а ответная остается у вас на руках. В зависимости от страны место наклейки отличается.

Например, в Австрии нужно наклеить по центру за зеркалом заднего вида, в Чехии и Болгарии в нижний правый угол, в Словении и Швейцарии в левый верхний, а в Словакии в верхний правый. Место расположения виньетки схематично показано на оборотной стороне.

Где клеить виньетки на лобовом стекле для проезда по платным дорогам Европы

Контроль оплаты пошлины может произойти в любом месте платной дороги. Осуществляется это как при помощи электронных средств, так и визуально на АЗС и  в местах отдыха.

Если вас остановит дорожный инспектор, он может попросить предъявить ответную часть виньетки и проконтролировать правильность заполнения основной части наклейки. Поэтому обе части заполнить нужно правильно и ни в коем случае не выбрасывайте ответную часть и чек об оплате.

Как правильно пользоваться платными дорогами в Европе

Ездить по европейским скоростным магистралям ничуть не сложнее, чем по нашим. Во многих моментах даже удобнее.

Обычно автобаны имеют три полосы для движения и отдельные примыкающие полосы для въезда и съезда.

При въезде на автомагистраль вы попадает сперва на разгонную полосу, которая дает возможность разогнаться до скорости потока и безопасно перестроиться на главную дорогу. Автомобили, которые двигаются по правой полосе при подъезде к такой разгонной полосе перестраиваются на один ряд левее, чтобы облегчить выезд на автомагистраль.

Съезжать с автобана нужно на полной скорости, перестроившись на полосу торможения, и уже на ней снижать скорость до необходимой.

Движение по левой полосе используется только для опережения. Если вы едете медленней потока или в левой полосе вас настиг автомобиль, который едет явно быстрее вас — сместитесь правее.

Даже в средних рядах старайтесь соблюдать скорость потока, чтобы не вызывать раздражение у других автомобилистов. Ездить по принципу «я еду с разрешенной скоростью, поэтому все кому нужно пусть обгоняют» не принято. Европейские автолюбители это воспринимают, как неуважение к другим участникам дорожного движения.

Встречаются и 6-8 полосные скоростные автомагистрали. На таких дорогах в крайней правой полосе едут грузовики. Во втором ряду автобусы. В третьем — легковые автомобили, у которых скорость от 90 до 120 км/ч. Крайние левые ряды предназначены для тех, кто может двигаться на скоростях более, чем 130 км/ч. На крайней левой никто по долгу не задерживается, и используется она только для опережения.

Если перед вами возник затор или произошло ДТП, то принято предупреждать других водителей включением аварийной сигнализации. Выключают ее после того как убедятся, что тот, кто сзади, тоже включил ее.

Места отдыха на платных дорогах

На скоростных автомагистралях категорически запрещено останавливаться и тем более выходить из автомобиля.

В том случае, когда вы устали и вам нужно отдохнуть, можно остановиться на специально оборудованных площадках. Такие стоянки обычно располагаются в живописных местах и оборудованы туалетами и столиками для приема пищи. По соседству с автозаправками размещаются крупные зоны отдыха, в которых могут быть рестораны и магазины.

Что делать при поломке автомобиля на платной дороге

Если у вас случилась поломка, то вам необходимо прижаться к обочине, включить аварийную сигнализацию, надеть светоотражающий жилет и только после этого выходить из машины для установки знака аварийной остановки.

Светоотражающие жилеты желтого цвета обязательно должны быть в автомобиле по количеству пассажиров

На автобанах с определенной периодичностью размещены специальные карманы для аварийной техники. По возможности, постарайтесь дотянуть до такого места. В таком кармане имеется бесплатный телефон для связи со службой экстренной помощи.

После вызова специалиста нужно вернуться в автомобиль, а лучше, по возможности, ожидать за ограждением.

Имейте ввиду, что жилет обязаны надеть все, кто выходят из автомобиля. Несоблюдение этого правила грозит серьезным штрафом.

Указатель как пропускать машины экстренных служб на платных дорогах

Как пропускать машины экстренных служб на магистралях

В странах Европы по-другому принято пропускать машины экстренных служб. Они ездят очень быстро и всегда с включенным проблесковым маячком и сиреной.

По разделительной полосе или в левом ряду, в отличие от того как это принято у нас, они не ездят. А для движения используют средний ряд или по разделительной между левыми рядами.

В пробке автомобилисты такие машины пропускают смещаясь от осевой в сторону. Левый ряд прижимается к разделительной полосе, а правый к обочине. После проезда автомобиля экстренной помощи все возвращаются в свой ряд.

Туннели

Еще одно отличие платных дорог от обычных магистралей это то, что они редко когда повторяют ландшафт. А в горах проезд делается сквозной, при помощи многочисленных туннелей. Для большинства россиян туннели, а тем более туннели в горах в диковинку.

У нас даже обычные туннели вызывают массу эмоцией и впечатлений, что уж говорить про туннели, по которым можно ехать 10 — 15 минут со скоростью 100 км/ч.

Туннель на платной дороге в Италии

Я до сих пор не устаю поражаться тому сколько труда вложено в эти конструкции. Инженерная мысль — это все таки сила!

В отличие от наших туннелей, в Европе в них можно перестраиваться и редко когда при въезде в туннель необходимо снижать скорость. Ориентируйтесь на знаки перед въездом в туннель.

И имейте ввиду, что даже на платных дорогах могут встретиться туннели, за проезд по которым нужно отдельно заплатить. Если у вас будет возможность, то обязательно проедьте в туннеле под горой
Mont Blanc . Уверен, что это запомнится надолго.

Теперь вы достаточно осведомлены о том, как пользоваться платными дорогами в Европе. Удачных и интересных вам путешествий!

Тимур Смирнов
Люблю путешествовать и учить людей. И то и другое получается весьма достойно. Так и появился на свет проект "Отпуск за рулем | Лаборатория путешествий". Мой рецепт хорошего отдыха: надежный автомобиль или мотоцикл, продуманный маршрут и компания единомышленников.